русский

культурный

код

Одна из миссий Белой канвы - производство изделий, олицетворяющих традиционные русские мотивы.

Мы создаем текстиль из полностью натуральной ткани и с таким дизайном, чтобы одновременно следовать современным тренда, но вместе с тем активно использовать традиционные орнаменты, узоры, кружево.

Мы делимся своим видением творчества и считаем, что возврат к корням, истокам, национальные мотивы, вышивка - это то уникальное, что что есть у каждого народа и что не стоит забывать.

Русская культура - это, безусловно, мировое явление. Можно очень много говорить о влиянии русской культуры на мировую литературу, музыку, театр, кино, наконец, кухню.

Сегодня поговорим о текстиле.

Какие ткани являются национальными?

Из тканей в русском традиционном костюме наиболее часто использовались суконные, посконные и льняные. Крестьяне изготавливали ткань в домашних условиях. Поэтому и называлась она "домотканина". Использовали также ткани фабричного производства - шёлковые, шерстяные, хлопчатобумажные и парчовые.

Уже в XVII веке крупные очаги ткацкого промысла были сосредоточены в центральных областях Московского государства (Подмосковье, Ярославская, Тверская, Костромская губернии).

Фабричные ткани широко вошли в народный быт только ближе к концу XIX века, хотя ещё и в начале XX века, вплоть до 1917 года, они были отнюдь не общедоступными из-за цены.

В русской одежде с довольно ранних времён применялись

не только отечественные, но и импортные ткани.

Так, в домонгольской Руси для одежды знати использовались

в том числе привозившиеся

с Востока и Византии шёлк и аксамит, а в Московской Руси применялись западное сукно (отличавшееся лучшим качеством,чем русское)

и восточные хлопчатобумажные ткани.

Одежда допетровской знати изготовлялась из дорогих привозных тканей, таких,

как тафта, парча, бархат, атлас, муар, коноват и т.д.

«Бывает красота движения и красота покоя. Русский народный костюм — это красота покоя».
И. Я.  Билибин, художник
СЛОВАРЬ:

СУКНО - шерстяная или полушерстяная ткань полотняного переплетения с ворсом.
ПОСКОНЬ - холстяная ткань, изготовлявшаяся из волокон мужских стеблей конопли. Использовалась для верхней одежды.
ПЕСТРЯДЬ - льняная или хлопчатобумажная домотканая ткань полотняного переплетения из цветных нитей.
АКСАМИТ - узорчатая ткань с серебряными и золотыми нитями.
ТАФТА -разновидность плотной тонкой глянцевой ткани полотняного переплетения из туго скрученных нитей шёлка.
ПАРЧА - тяжёлая ткань из шёлка с узором, выполненным металлическими нитями с золотом, серебром или их сплавами с другими металлами.
БАРХАТ - изначально шёлковая ткань с тянутым или нарезным густым ворсом небольшой высоты, которую получают посредством особого переплетения нитей.
АТЛАС - плотная шёлковая или полушёлковая ткань атласного переплетения с гладкой блестящей лицевой поверхностью.
МУАР - плотная шёлковая или полушёлковая гладкокрашеная ткань с рубчатой поверхностью тиснёного муарового узора.
КОНОВАТ - шёлковая ткань, из которой изготовляли фаты, покрывала.

Какие у нас народные цвета и принты?

Русский народный костюм, особенно праздничный, характеризуется насыщенностью, разнообразием и богатством используемых цветов.

В народном костюме чаще всего использовались белый, синий и красный цвета. Из этих цветов самым распространённым был белый, как естественный цвет ткани.

Также применялись ткани ярких и пёстрых цветов: зелёного, малинового, лилового, голубого и розового.

Русская набойка

На Руси с незапамятных времен известны способы расцвечивания ткани путем набивания узора - "набойка".

Суть этого способа заключается в следующем: вырезался узор на доске, затем доска смачивалась краской, превращаясь в печатную форму, после чего она накладывалась на ткань, ее простукивали деревянным молотком и как бы набивали рисунок на ткань.

Расцвет ручной набойки наблюдался в XVI-XVII вв.

В XVI-XVII вв. русская набойка испытывала влияние искусства оформления тканей, дошедшее из Китая, Японии. Использовались различные геометрические формы в виде кружков, шестиконечных звезд по черному полю льняного полотна. Особенно был распространен рисунок, изображавший небольших рыбок, с восьми лепестковыми розетками и мелким горошком.

Затем в оформлении тканей наблюдается переход от полос с геометрическим орнаментом к растительным формам: стилизованные тюльпаны, ромашки, гвоздики, васильки.


Запад, в свою очередь, также оказал своеобразное влияние на русскую набойку. В ней появились объемные цветы.
А когда появились альбомы с рисунками для тканей из Парижа, то русская набойка переняла французское толкование орнамента – изображение райских птиц, пейзажей и бытовых сцен.
В первой четверти XIX в. русская набойка утрачивает черты самобытности.
В 1828 г. в селе Иваново купцом Спиридоновым была установлена первая ситцепечатная цилиндрическая машина, положившая начало развитию промышленного (печатного) оформления тканей.

Коллекция тканей с ручной набойкой

Традиционные промыслы

Керамика, кружевоплетение, резьба и роспись по дереву, стекольный промысел, хрусталь, обработка металла и меха, вышивка...

Современные дизайнеры нередко обращаются к народным художественным промыслам и интегрируют в свои изделия узоры, ткани, вышивку.

Белая канва - не исключение. Сложность такой интеграции в том, что народные промыслы имеют очень яркие визуальные коды и, чтобы созданное изделие не выглядело вычурно, старомодно, требуется деликатная интерпретация идей и элементов народного промысла.

Кружево и вышивка в изделиях белой канвы


Хлопковое кружево обрамляет наши скатерти и салфетки,

добавляет им изысканность, утонченность, а вышивка прекрасно

сочетается с таким материалом как лен, расставляет нужные акценты,

делает изделие уникальным.

Сохранение народных промыслов
Коллаборации
Известные фабрики народных промыслов, такие как «Гжельский фарфоровый завод», «Хохломская роспись», «Елецкие кружева», «Городецкая золотная вышивка» объединяют усилия и создают коллаборации с современными брендами.
Также, в нашей стране регулярно проводятся форумы, создаются проекты, направленные на популяризацию, продвижение и сохранение российских народных-художественных промыслов, а также на интеграцию промыслов в современную жизнь, культуру и моду.

Коллаборации брендов Ulyana Sergeenko, Alena Akhmadullina с народными промыслами

Стиль "A la Russe". Возникновение и эволюция

Стиль а-ля русс - не что-то новое, к нему обращались

многие деятели дизайна и искусства.

Представление о «русском стиле» сформировалось в начале ХХ в.

Этому поспособствовали образы и костюмы героев спектаклей

«Русских сезонов» С. Дягилева в 1910-20-ых годах.

Стоит упомянуть имена художников, создававших костюмы для русских балетов: Лев Бакст и Александр Головин (балет «Жар-птица»),

Александр Бенуа (балет «Петрушка»),

авангардистка Наталия Гончарова (балет "Золотой петушок").

Так в Европу приходит стиль а-ля русс - синоним роскоши, экзотики, изысканности. Париж спешит переодеться в платья из парчи с золотой вышивкой, пальто с набивным цветочным рисунком как на павлопосадских платках и шапки из сибирских мехов.


Одной из первых, к крою народного костюма, как к функциональной

и не сложной одежде, обратилась Надежда Ламанова. В формах национального костюма ее привлекла рациональная мудрость и простота кроя.

Ламанова использовала простые формы, этнические орнаменты, размещала вышивку как на крестьянской одежде -

в области груди, плеч, на рукавах, по низу платья.

"Красный Диор"
Вячеслав Зайцев
Художественную революцию совершил В. М. Зайцев, творчески переработавший национальный костюм в современную версию.

Мотивы народного искусства используются Зайцевым в костюме деликатно.
Прелестью его работ являются вышивки, аппликации, кружево, украшения. Применяя особенность народного кроя, кутюрье демонстрирует не «музейный», а современный костюм.
Русский стиль.
Наши дни
На сегодняшний день и мировые и российские дизайнеры обращаются к стилю а-ля русс.
Дизайнеры стремятся достичь выразительности, через осмысление народной культуры.
В своих коллекциях модельеры не копируют национальный костюм, а используют его элементы: А-образные юбки и сарафаны с воланами по низу, накидки на плечи, блузы, мотивы павлопосадских платков и жостовских подносов, русского кружева, а также техники лоскутного шитья.
Цветовая гамма основана на традиционном – красном, белом и черном. Используются натуральные ткани – шифон, хлопок, шерсть, шёлк, сатин, лён и органза, делается акцент на русском кружеве и народной вышивке.

Ив Сен-Лоран, Кристиан Диор, Карл Лагерфельд, Жан-Поль Готье, и многие другие известные кутюрье и модные дома посвящали свои коллекции России.

«Русский стиль» свойственен таким отечественным дизайнерам как В.Юдашкин,
В. Андриянова, У.Сергеенко, А.Ахмадулина, А.Гапанович.
У нас есть чем гордиться и мы искренне надеемся, что тренд на локальность только набирает
свои обороты!
Made on
Tilda